Вычислить условия на поверхности Марса миллиарды лет назад сумели планетологи из Калифорнийского технологического института (Caltech). Использованный при этом оригинальный метод учёные называют «практически прямым определением температуры».

В роли свидетеля событий далёкого прошлого выступил метеоритALH84001 возрастом четыре миллиарда лет. Некогда он был выбит с поверхности Марса ударом астероида и попал на Землю.

В прошлые годы этот камень уже служил источником сенсации: на его срезах под электронным микроскопом учёные увидели предполагаемые окаменелости бактерий.

Это открытие разделило исследователей. Одни с аргументами в руках отстаивали биологическую версию происхождения необычных структур, другие — абиогенную.

Позже подобные бактериям образования геологи и биологи выявили в целом ряде других метеоритов. Споры разгорелись с новой силой, так что вопрос о существовании жизни за пределами Земли так и остался открытым.

Метеорит ALH84001 происходит от пород, относящихся к раннему периоду жизни Марса. При этом учёные определили, что породы эти находились неглубоко под поверхностью планеты. Этот кусок камня покинул Марс около 16 миллионов лет назад, а на Землю попал 13 тысяч лет назад. Найден он был в Антарктике в 1984 году (фото NASA).

Теперь же ALH84001 помог в климатическом расследовании. Изучив карбонатные минералы в этом метеорите, американские специалисты установили, что они формировались в приповерхностной водной среде при температуре 18 ± 4 °C! Напомним, что сейчас средняя температура на поверхности Красной планеты составляет минус 63 по Цельсию.

По информации PhysOrg.com, карбонаты на Марсе могли формироваться несколькими путями (охлаждение магмы, химические реакции в гидротермальных процессах, осаждение из солевых растворов), и во всех – своя, сильно отличная рабочая температура.

Чтобы определиться с процессом, команда из Калифорнийского технологического института измерила концентрации и соотношение редких изотопов (кислород-18 и углерод-13), содержащихся в карбонатах, а также долю этих элементов, которые сгруппировались.

Это и позволило уточнить температуру среды, в которой возникли данные минералы. Найденная температура, в свою очередь, стала доказательством существования жидкой воды, поскольку при 18 градусах другим способом, кроме как из водного раствора, получить найденные в метеорите карбонаты было нельзя.

Минералы, как предполагают учёные, образовались из воды, которая наполняла крошечные трещины и поры в скалах чуть ниже поверхности. Когда вода испарялась, растворённые вещества наращивали концентрацию. Ряд пород в сочетании с растворёнными ионами создавали карбонаты, которые остались в камне, когда вода окончательно испарилась.

Эта влажная и тёплая среда вряд ли сама по себе могла служить пристанищем жизни, рассуждают исследователи, поскольку в каждой отдельной трещине вода испарялась всего за несколько часов или дней.

Однако перед нами материальное свидетельство того, что водная среда земного типа когда-то существовала, по меньшей мере, в одном конкретном месте на Марсе.

Добавим, что другие учёные ранее получали и иные свидетельства присутствия в прошлые эпохи обширных масс жидкой воды практически на всём Марсе.